На двигателях ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 стоят унифицированные масляные насосы, относящиеся к шестеренчатому типу. Они состоят из двух секций — нагнетающей и радиаторной и представляют собой две прямозубые цилиндрические шестерни.
Каждая пара шестерен вращается в индивидуальных расточках 45 мм, созданных в чугунных корпусах, изготовленных литьем. По глубине расточка корпуса нагнетающей секции составляет 55 мм, а корпуса радиаторной – 10 мм. Корпуса разделяются проставкой толщиной 4 мм, выполненной из стали 65Г.
Маслосборник состоит из штампованного кожуха, который парой болтов закреплен на фланце трубки, и металлической чашеобразной сетки с окантованными краями. Сетку удерживает на кожухе проволочная пружина посредством своих концов, заведенных в замки-прорези на кожухе.
Масляный насос устанавливается на крышке переднего коренного подшипника и закрепляется двумя шпильками на гайках. Фиксация насоса производится с помощью двух штифтов, запрессованных в специальный кронштейн, отлитый вместе с корпусом нагнетающей секции насоса.
Во избежание неточности крепления нагнетающих и всасывающих трубок, их финальное крепление производится лишь тогда, когда установлен насос.