Привод водяной помпы ЯМЗ-238 осуществляется с помощью клиновидного ремня, который охватывает два шкива, один из которых закреплен на конце коленвала мотора и является ведущим, а другой – ведомый, на валике насоса системы охлаждения мотора.
Чугунный корпус центробежной помпы, изготовленный методом литья, входит в систему охлаждения, где к ней присоединен нижний бачок радиатора охлаждения посредством специального патрубка.
Сверху корпуса помпы установлен ниппель, который с помощью рукава соединен с перепускной трубой. В задней торцевой зоне валика водяной помпы закреплено центробежное колесо (крыльчатка), которое также выполнено из чугуна. Крыльчатка крепится на валу при помощи колпачковой гайки и стопорной шайбы для надежности.
Кроме упомянутых здесь узлов и деталей, этот жидкостный центробежный насос имеет во множестве и другие небольшие подвижные детали, причиной поломки которых, или преждевременного износа может стать возникающая на них при эксплуатации накипь. Она часто является следствием заливки в систему охлаждения жесткой воды. Если накипи будет слишком много, то можно вывести из строя всю систему охлаждения транспортного средства, в том числе и насос.